Проект нацелен на фундаментальную трансформацию существующей модели управления научно-исследовательской деятельностью. Он призван решить ряд системных проблем, которые долгое время препятствовали эффективному развитию науки и инноваций. Среди этих проблем – удовлетворительная прозрачность процессов оценки, ограниченность экспертного участия и избыточная бюрократизация.
Предлагаемые изменения направлены на создание открытой, динамичной и эффективной экосистемы научных исследований. Путем внедрения цифровых технологий и привлечения широкого круга ученых и экспертов, проект стремится не только повысить качество и релевантность научных работ, но и ускорить процесс внедрения инноваций в практику.
Данная инициатива предполагает переосмысление роли научных организаций, превращая их из закрытых систем в открытые платформы для коллаборации и обмена знаниями.
Ключевые аспекты и преимущества проекта
Цифровизация и централизация: весь процесс оценки переводится в цифровой формат, обеспечивая прозрачность, эффективность и доступ к актуальным данным для всех участников.
Научно-экспертное сообщество: оценку проводят члены научно-экспертного сообщества, включающего высококвалифицированных научных работников, экспертов и специалистов по профилю исследования. Для включения в сообщество необходимо подать заявку.
Формирование научных коллективов: руководитель НИР формирует научный коллектив из числа участников научно-экспертного сообщества.
Методология оценки: оценка прогрессивности и полезности работы осуществляется по установленному алгоритму. Фиксируются однозначно (не) прогрессивные и (не) полезные исследования. При выявленной неопределенности результата указывается ее процент, определяя необходимость дополнительного анализа. В таких случаях НТС (научно-технические советы) организации-исполнителя и заказчика принимают собственное решение.
Открытая аналитическая панель: результаты оценки доступны в аналитической панели для всех участников проекта, включая научно-экспертное сообщество, научные организации, государственные органы и подписчиков.
Преимущества
1. Цифровизация оценки научных работ способствует преодолению управленческой инертности.
2. Прозрачность и доступность данных создают условия для гибкого управления и стимулируют обновление научной деятельности.
3. Вовлечение научно-экспертного сообщества обеспечивает независимую оценку и критический взгляд на исследования.
4. Открытая аналитическая панель решает проблему информационной закрытости.
5. Автоматизация процесса оценки и использование алгоритмов гарантируются не только технически, но и через систему общественного контроля и регулярную ревизию методики.
6. Введение показателя неопределенности результатов оценки позволяет принимать более взвешенные управленческие решения.
Новая роль научной организации
Изменения в роли
1. От закрытой системы к открытой
2. От внутренней оценки к внешней
3. От иерархической структуры к сетевому взаимодействию
4. От бюрократизированных процессов к автоматизированной цифровой системе
Преимущества
1. Повышение объективности оценки исследований
2. Расширение научных связей и коллабораций
3. Улучшение качества исследований через конструктивную критику
4. Возможность привлечения лучших исполнителей и экспертов вне зависимости от их местонахождения
5. Повышение прозрачности и доверия к научной деятельности
6. Снижение бюрократической нагрузки благодаря автоматизации процессов
7. Ускорение процессов оценки и принятия решений
Возможное сопротивление
1. Страх потери контроля над оценкой исследований
2. Неготовность к повышенной прозрачности
3. Сложности адаптации к новой цифровой системе
4. Опасения по поводу конфиденциальности некоторых исследований
5. Сопротивление изменению устоявшихся процессов и иерархий
6. Опасения по поводу надежности и объективности автоматизированной системы
7. Страх сокращения административного персонала из-за автоматизации
Новая роль заказчика и плательщика
Ключевые изменения
1. От пассивного наблюдателя к активному участнику
2. От ориентации на процесс к ориентации на результат
3. От закрытого взаимодействия к прозрачному сотрудничеству
Новые функции и возможности
1. Участие в формировании научно-экспертного сообщества
2. Доступ к открытой аналитической панели для мониторинга прогресса
3. Возможность гибкого управления финансированием на основе промежуточных результатов
4. Участие в оценке неопределенных результатов исследований
5. Возможность прямого взаимодействия с широким кругом экспертов
Преимущества
1. Повышение эффективности использования финансовых ресурсов
2. Улучшение качества и релевантности исследований
3. Ускорение процесса внедрения результатов НИР
4. Снижение рисков неэффективных исследований
5. Возможность оперативной корректировки направления исследований
Потенциальные вызовы
1. Менее глубокое погружение в научные процессы
2. Адаптация к новой системе взаимодействия и оценки
3. Балансирование между контролем и предоставлением автономии исследователям
Новая роль ученого*
*В Республике Беларусь на законодательном уровне отсутствует определение термина «ученый».
Ключевые изменения
1. От изолированной работы к активному участию в научно-экспертном сообществе
2. От узкой специализации к междисциплинарному взаимодействию
3. От пассивного объекта оценки к активному участнику процесса научно-исследовательской и аналитической работы
Новые функции и возможности
Как исполнитель:
1. Участие в формировании научных коллективов
2. Доступ к расширенной базе экспертов для консультаций
3. Возможность получения оперативной обратной связи
4. Участие в оценке неопределенных результатов исследований
Как эксперт:
1. Участие в научно-экспертном сообществе
2. Проведение независимой экспертизы исследований
3. Участие в междисциплинарных проектах
4. Влияние на формирование научной политики
Преимущества
1. Расширение профессиональных связей и возможностей для коллаборации
2. Повышение качества исследований через конструктивную критику
3. Возможность влиять на направление развития науки
4. Улучшение видимости и признания в научном сообществе
5. Доступ к более широкому спектру исследовательских проектов
Потенциальные вызовы
1. Необходимость адаптации к новой системе оценки и взаимодействия
2. Повышение ответственности за результат труда
3. Необходимость развития навыков междисциплинарной коммуникации